О храмах Ставрополя-на-Волге

О храмах Ставрополя-на-Волге

   В городе Креста (по-гречески «ставрос» — крест) с момента его основания в 1737 году Православную веру несли не только отселённым из степей калмыкам, но и другим народам: чувашам, мордвам, переехавшим на новое место на берег одного из притоков Волги – Куньей Воложки.

 

 Вид Ставрополя-на-Волге

 

Вид со стороны речки Воложка копирован из книги Вадима Якунина «Город Святого Креста»

  Панорама со стороны Портпосёлка скопирована из книги Вадима Якунина «Город Святого Креста»

    

    Однако, калмыки крестились в основном из-за желания избежать наказания (в случае преступления) или же желания получить какую-либо награду. Позже, видя такое положение дел, стали спрашивать каждого оглашенного о его истинном желании креститься. Крещёные калмыки до постройки первого однокупольного Троицкого храма в 1739 году молились в походной Воскресенской церкви.

    Благодаря ходатайству Василия Никитича Татищева сначала был построен новый, более просторный пятиглавый храм во имя Живоначальной Троицы. Но и он простоял недолго: из-за ошибки при строительстве он вскоре начал разваливаться. Затем 1746 году по просьбе коменданта крепости и фактического основателя города полковника Андрея Змеева, давшего вместе с генералом Л.Я. Самойновым ему имя Ставрополь, в 1750 году был построен и освящён каменный собор с шестью куполами. Первым настоятелем стал протоиерей Андрей Чубовской, долгие годы плодотворно и самоотверженно служивший Церкви и народу.

    В  1742 году в купеческом посаде заложили, а в 1744 построили и освятили деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы с приделом в честь Архангела Михаила. В 20-е годы XIX века храм сгорел, и на его месте в 1827 году на ул. Посадской на высоком людном месте был возведён каменный храм, также Успенский, вмещавший до 1500 прихожан. Для большей безопасности его обнесли каменным и деревянным забором со всех сторон. Летописи тех времён хранят примечательные сведения о том, что в первом ярусе иконостаса была изумительно красивая икона с изображением Креста Господня и страданий Христовых, написанная братьями Кособрюховыми.  

Успенский храм начала XX века, снимок скопирован из книги Вадима Якунина «Город Святого Креста»)

  В храме были три старинных Евангелия 40-х годов  18-го века и 1796 года издания. Численность прихода к началу XX века составила 2708 человек не только из Ставрополя, но и ближайшей деревни Кунеевка. Приход существовал практически за счёт прихожан, и особое усердие проявлял его староста – купец и благотворитель Василий Иванович Климушин, который тратил много личных средств на создание икон и закупку церковной утвари.

    В 1901 году храм перестроили и расширили. В разные годы, как в городе, так и в селе Тимофеевка были построены приходские и реальное училища, а также церковные школы, приписанные к приходу.

 

Реальное училище. Фотография сделана в 1910-е годы.

 

    В солдатской слободе был построен деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Один из участников научно-исследовательской экспедиции по волжским селениям академик Академии Наук Иван Лепёхин в 1768 году в своих записках описал православную жизнь Ставрополя. Вот что мы находим в его записках: «Ставропольское духовенство крайне старается соблюсти в них целость нашего закона: по чему учрежденный в Ставрополе протопоп, отец Чубовской, искусный в калмыцком языке, нередко объезжает все их улусы и смотрит, не имеют ли они каких развращённых книг. Если у кого такие книги найдутся, то отец протоиерей имеет власть не только отнимать такие книги, но по духовенству и наказывать плетьми, что о калмыцкой подлости разуметь должно…»

     На городском погосте в 1881 году в память об убитом террористами-народовольцами императоре Александре II на пожертвования горожан сложили часовенку.

    Фотография часовни была сделана в 40-е года прошлого века и хранится в городском музейном комплексе «Наследие».

         

    Благодаря стараниям протоирея Андрея Чубовского на кладбище воздвигли также церковь во имя святого апостола Андрея Первозванного. А при городской тюрьме действовал молельный дом, в котором по праздничным дням велись Богослужения.

    Воскресенская передвижная церковь действовала в Ставрополе до 1842 года, после чего вместе с калмыками была отправлена в Оренбургскую губернию.

    Главный собор города – Троицкий – неоднократно перестраивался и даже переносился в 1809 году на другое место, подальше от размываемого берега. Сложенный заново, он уже вмещал до 800 прихожан. В этой связи были упразднены Андреевская и Рождественская церкви как излишние.

 

Троицкий собор в 70-е года XIX века.

 

    Троицкий собор был сложен из красного обожжённого кирпича и имел форму креста. К нему вели улицы Корпусная, Соборная и Казанская.

 

 Улица Казанская начала XX века.

  

 Дорога к храму…

 

    В 1842 году рядом с ним была выстроена колокольня высотой 55 метров, и устроена тёплая церковь с приделом. Главный престол был освящён во имя святителя Николая Угодника. После двух пожаров собор ремонтировали, и он приобретал каждый раз большее, чем прежде благолепие. В 1877 году в центральном приделе колокольни престол был освящён в честь иконы Казанской Божией Матери. В 1905 году здесь освятили престол во имя преподобного Серафима Саровского. Особо почитался образ Казанской Божией Матери, написанный для собора в 1750 году. Другой святыней был золотой крест с частицей древа Креста Господня и мощей святого апостола Андрея Первозванного, бессеребренников Космы и Дамиана, священномучеников Мандария, Варсонофия Казанского и Георгия Победоносца.

         

 

Троицкий собор и колокольня с Никольской церковью начала XX века (из фондов Тольяттинского краеведческого музея, Фотографии скопированы из книги Вадима Якунина «Город Святого Креста»)

 

Внутреннее убранство Никольской церкви (из архива протоиерея Вячеслава Тарасова. Изображение скопировано из книги Вадима Якунина «Город Святого Креста»)

 

    С приходом большевистской власти храмы Ставрополя были обречены на скорое разорение и гибель. В 30-е годы прекратились Богослужения, была вынесена вся ценная церковная утварь, святыни бесследно пропали. Звон колоколов, когда-то звавший прихожан на Богослужения, больше не будил совесть жителей города Святого Креста. Как свидетельствуют хроники, горожане «единогласно и единодушно» решили возложить все шесть колоколов главного собора, в том числе четырёхсотпудовый главный колокол, на алтарь безжалостной индустриализации, свергнув их со звонницы и разбив кувалдами. Впрочем, останки колоколов не были переплавлены: по рассказам очевидцев, под бронзовыми черепками за время ожидания погрузки на баржу обвалился берег, и они ушли под воду.

         

           Колокольня Троицкого собора в середине XX века.

 

    Черёд самого Троицкого собора пришёлся на 1955 год. Попытка разобрать его кладку силами заключённых оказалась безуспешной, и тогда 31 мая  было принято решение взорвать храм. Из книги самарчанина Е.Е. Астахова, очевидца события: «В небо взлетела ракета. Потом в полной тишине церковь вдруг приподнялась и медленно осела, исчезла в клубящемся облаке пыли. Прошло несколько секунд – и вверх по крутояру покатился глухой, охающий гул. Слабо вздрогнула земля…». Согласно преданию, кирпич разрушенного Троицкого собора был использован в кладке теперь тоже разрушенной водонапорной башни, что стояла на улице Строителей современного Тольятти.

    Стены собора сравняли с землёй, но фундамент, вероятно, так и ушёл под воду. Народная память, однако, долго не могла расстаться с главной святыней города: после переноса домов на новое место долгое время ходила легенда о виднеющихся над волжской гладью крестах и о доносившемся звоне колоколов. Вот так сбылось пророчество святого праведного Иоанна Кронштадского: «Городок ваш хороший, но он будет затоплен водой». Эти слова всенародно любимый молитвенник произнёс после молебна во время беседы с прихожанами в Ставрополе в июле 1894 года.

 

 Руины собора в день взрыва 31 мая 1955 года.

    Разобрали и здание бывшего Успенского храма, горделиво именовавшееся к моменту перенесения города Домом культуры. Каменную часовенку на окраине кладбища снесли и сравняли с землёй бульдозером равно, как и могилы тех, кто боролся за идею — «мы наш, мы новый мир построим…».

 В написании статьи были использованы следующие источники:

Алексушин Глеб Ставрополь-на-Волге обживали калмыки / Журнал о городах и людях «Регион», 1998, № 2.

Астахов Е.Е. Путь к дальней вершине. Куйбышев 1972-1975.

Мельник С.Г. Бронзовые слёзы / Научно-культурологический журнал «Релга» (№1 [103] 18.01.2005). Страница журнала в интернете – relga.ru.

Комментирование запрещено