Тропарь, глас 4:
Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.
Кондак, глас 4:
Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и питательницу жизни нашея.
О рождестве Девы Марии мы узнаём из древних апокрифов III-IV веков, которые были переведены на европейские языки, позднее на русский. Из самых известных компиляций русский читатель с XVI века черпает основные сведения из жизни Матери нашего Спасителя и Её родителей — святых Иоакима и Анны. Как известно, бездетность еврейской семьи вызывала крайнее презрение соплеменников, так как по толкованию закона оно было наказанием за грехи. Особенно сильна была скорбь тех, кто относился к потомкам Давида, в роду которых должен был родиться Мессия. Если же не было детей, значит, этот род был проклят Богом. Такое поношение несли Иоаким (потомок царя Давида) и его супруга Анна (из рода священника Аарона, брата Моисея).
Иоаким искренне сокрушался о своём неплодстве, долго молясь Богу, и даже уйдя в пустыню. Его сокрушение было подобно молитве Авраама. После долгих лет молитв и сокрушения ему, как когда-то Аврааму Господь обещал чадо. Его супруга Анна, как и та Анна, мать Самуила, долго плакала о своём бесчадстве. Господь услышал молитвы обоих престарелых супругов, которые прожили всю жизнь в благочестии и чистоте, полагаясь во всём на волю Божию, и даровал им Марию.