Рождество для меня
По всей видимости, невозможно выразить, что же есть Рождество Христово в его всецелом значении. Я попытаюсь сказать, что же есть Рождество для меня, — вернее, не для меня исключительно, но как я в меру своих сил понимаю и переживаю это Событие вместе со всей Церковью Христовой в нынешнее его празднование.
Прежде всего – это пришествие Бога в человеческий мир, в тот мир, который во многом создал грешный человек, — мир скорби, греха и смерти. Этот человеческий мир есть та сфера, в которую изначально Бог не вмешивается напрямую, это область осуществления свободы, которой Творец наделил прародителей, поставив их царями тварного мира. Но люди направили свой богоподобный дар во зло, и Господь Бог, как милостивый Отец предоставил им возможность идти выбранным путём, ограничивая только те его исходы, которые привели бы людей к окончательной погибели.
История дохристианского, ветхозаветного человечества – это череда взлетов и падений, движение к свету, жизни, свободе и ввержение в непроглядную тьму насилия, рабства и гордыни. Эту историю можно заключить в образе человека, имеющего в себе доброе и злое, человека борющегося с самим собой, но эта борьба сама по себе – хождение по кругу, ибо опора и добра и зла в одном — в свободе воли.
Но, с другой стороны, борение вселенского человека с самим собой имеет некую устремлённость. В праведно живущих людях она проявляется как стремление преодолеть всё, даже собственную праведность, как стремление к Богу. Это всепобеждающее стремление выражается в словах Пресвятой Девы Марии, сказанных в ответ на благовестие архангела Гавриила: «Се раба Господня, да будет мне по слову твоему». Это и был долгожданный призыв в мир Бога-Спасителя, приглашение, изречённое наидостойнейшей из людей.
И вот в мир человеков приходит Бог, нарушая «законы естества», но, не разрушая человеческой свободы. Всемогущий Творец приходит в ту область, которую Он отдал «в собственность» своему созданию. Он приходит по приглашению, как скромный гость – рождается в пещере, хлеву для скота, наполняя этот один из последних уголков земли нетварным, преображающим, освящающим светом Своего присутствия. Но это смиренное присутствие Бога в мире никак не устранить силам зла, не одолеть ни каким диавольским ухищрениям. Родившись в наш мир и разделив со всеми людьми бремя несовершенного, скорбного существования, Бог даёт всем стремящимся к добру людям то участие, которое делает всё их немощное сильным, скорбное радостным, временное вечным. Участие Бога в жизни людей есть та долгожданная, необходимая опора, «краеугольный камень», на котором устоит от любых испытаний всякое здание добродетели. Вмешиваясь в мир сей столь ненасильственно, Бог ещё раз утверждает свободу человека. Спасение, которое Он несёт, – это освобождение от самого жестокого рабства – рабства греху; от того, что не просто сковывает свободу действия, но от того, что не даёт возможности быть человеку самим собой – человеком, ликом Вечности, образом Бога. Пришествие в мир Бога окончательно и бесповоротно отделяет добро от зла, истинное от лукавого, здравое от порочного. И любой, кто старается осуществить свою богоданную свободу во благо, теперь знает, что он просто не один в своём стремлении, с ним Сам Бог!
Иерей Максим Приходько.