Глас вопиющего в пустыне

    Человек слышит слово не только слухом, но и умом – ведь можно слушать и не слышать. Слово Божие, воплотившись в человеческое естество, войдя в мир времени и несовершенства, обращается к людям, соблюдая двойственность познания падшего Адама. Именно поэтому, явление миру Христа как Учителя предваряет служение пророка-предтечи Иоанна: «Я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исайя», – так предтеча Иоанн называет себя самого и характеризует суть своего служения. Отцы-толкователи обращают внимание на то, что «глас» это еще не «слово»: «Глас — это издаваемый звук, не открывающий секретов сердца, но лишь означающий, что тот, кто его издает, хочет что-то сказать. А слово — это разумная речь, открывающая тайное сердца» (комментарий из святоотеческий толкований 4-7 веков). Гласом можно окрикнуть, привлечь, призвать, а научить – уже словом. Иоанн призывает «уготовить путь Господу, прямыми сделать стези Его», «покаяться, ибо приблизилось Царство Небесное». Конечно же, суть этих воззваний не сводится к обряду ритуального омовения, «крещению покаяния», им проводимого. Слова Предтечи, как и сам обряд иоаннова крещения, это призыв к внутреннему, духовному трезвению, очищению ума и сердца для разумения воплощенного Слова Божьего, грядущего вслед его. Оказывается, что Слово Божие не научит, если человек не расположит соответствующим образом своё духовное существо. Ум и сердце, подобно музыкальному инструменту, нуждаются в должной настройке; только в определённом состоянии они способны уловить Божественные словеса.

    «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3,20); Бог не вторгается в сознание человека, Он кротко «стучится в дверь» нашего сердца, наделяя нас правом затворить для Него свой внутренний слух, своё разуменье. Однако у Слова Божьего всегда есть свой Предтеча – взывающий глас. И этот глас не всегда исходит от аскета-отшельника, одетого в верблюжью власяницу. Глас Господень взывает отовсюду: начиная с «вопиющих» событий, случающихся в жизни, кончая немой, но выразительной красотой и закономерностью природы, космоса. В книге Притч Соломоновых, начальное действие Премудрости Божией описывается как воззвание: «Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой, в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою…» (Прит. 1:20,21). Но далеко не все слушают глас Премудрости: «Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего; и вы отвергли все мои советы, и обличений моих не приняли» (Прит. 1:24,25). Что же дает способность слышать Премудрость Божию? Автор Книги Притч называет это «страх Господень» (Прит. 1:7). Премудрость – дар Бога всем, но принимает ее только взыскующее сердце: «если…ухо твое сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твое к размышлению; если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге» (Прит. 2:1-5). 
  Страх Господень – это ни в коей мере не трусость и не робость. Но, тем не менее, это именно боязнь, страх согрешить: «Обдумай стезю для ноги твоей, и все пути твои да будут тверды. Не уклоняйся ни направо, ни налево; удали ногу твою от зла, потому что пути правые наблюдает Господь, а левые – испорчены» (Прит. 4:26-28); «Страх Господень — ненавидеть зло» (Прит. 8:13). Но можно ли бояться и оставаться мужественным, не становиться трусом? Оказывается, что да. Ещё древнегреческий философ Платон говорил, что различие между храбрым и трусом состоит не в наличии страха: боится и тот и другой. Только страх первого разумен – он боится посрамить свой народ на войне, оказаться негодным человеком, гражданином и т.д.; второй же имеет «дурной страх», он опасается того, чего бояться не стоит (например, воевать с врагами его народа, ущемлять себя в удовольствиях ради здоровья и т.д.). А в Евангелии, из призыва к мужеству – «не бойтесь убивающих тело» сразу следует: «бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10:28).
    Итак, уразуметь Слово Божие может только тот, кто способен внять Его призыву, Его Гласу. Этот Глас обращается отовсюду, нужно только уметь его распознать. Откликнуться же на «Глас Господень» может только тот, кто руководствуется истиной и добром, кто готов многим пожертвовать, лишь бы не сходить с пути жизни, тот, кто искренне боится совершить беззаконие. Только тот, кто слышит Божественный Глас независимо от мнения большинства, мнения каких-либо человеческих авторитетов, кто готов услышать божественный призыв даже в «гласе вопиющего в пустыне» – только тот готов принять и понять явившегося в мир Бога.

  Иерей Максим Приходько.

Комментирование запрещено